Таджикистанцы о документальном фильме «Предательство»

Печать

Нахождение на карантине и в самоизоляции стало вынужденным поводом ещё раз оглянуться в прошлое, осмыслить настоящее, подумать о будущем. В эти дни, вдоволь пообщавшись с земляками-таджикистанцами в соцсетях, просмотрев массу старых и новых видео, фотоматериалов о своей любимой малой родине, ещё раз задумываешься, почему в неспокойные 90-е гг. русскоязычное население Таджикистана массово, впопыхах, бросив годами нажитое имущество, в спешке бежало со своих насиженных, обжитых мест.

 

С малой родины! Чёткий ответ на это непростой, но закономерный, важный вопрос, мучающий долгие годы, в полной мере предоставил нам документальный фильм «Предательство».

Ответы на вопросы о преступной сущности М.Кабири и террористической деятельности ТЭО (бывшей ПИВ) мы получили почти через тридцать лет, после того, как впопыхах покинули малую родину, бросив практически всё нажитое нелёгким трудом за долгие годы, убегая от гражданской войны в 90-е годы. В то время мы даже не знали, кто такой Кабири и плохо представляли себе сущность ПИВ. Понимание пришло с годами, и оно в очередной раз укрепилось после просмотра документального фильма «Предательство».

Так что и кто спровоцировал поспешный массовый исход русских и представителей других национальностей из Таджикистана?

В период гражданской войны 90-х гг. в Таджикистане противоборство велось между таджикскими группировками, в которые входили исключительно таджики, разделенные иногда по убеждениям, иногда по региональному признаку, и фактов «геноцида» русского населения в республике никогда не было. В те годы Народный фронт воевал с Объединенной таджикской оппозицией, в которую входили как исламистские силы, так и демократические. В войне погибло более 160 тысяч человек. Множество жертв было среди мирного населения, причём разных национальностей, проживающих в республике. Преследования велись по региональному или идеологическому, а не по национальному или религиозному принципам. Целенаправленно русскоязычное население в годы войны не трогала ни та, ни другая воюющая сторона. Жертвы среди русских мирных граждан могли быть лишь в том случае, если они участвовали в войне на чьей-либо стороне, что было большой редкостью, или пострадали от шальных пуль, когда боевые действия велись в заселённых зонах. Их гибель была непреднамеренной, а случайной. Но у всякого правила есть исключения, каким стала ПИВ - террористическо-экстремистская организация, бывшая Партия исламского возрождения. Об этом далее.

Неприязни к представителям некоренных национальностей у таджиков не было никогда. В то время сложилась ситуация, когда из республики бежали многие жители: таджики, узбеки, русские и другие. В Таджикистане в 1989 году проживало 580 тысяч этнических русских. К окончанию гражданской войны более 70% русскоязычных граждан покинули Таджикистан, однако сделали они это по экономическим и социальным причинам. Разразившаяся война нанесла ущерб в $10 млрд., завела экономику в тупик, когда перестало работать множество заводов и фабрик. Люди годами не получали зарплату. Закономерно, что многие из них уехали на свою историческую родину – в Россию, которая не всегда принимала их гостеприимно. Спасаясь, 2 миллиона граждан Республики Таджикистан стали беженцами и вынужденными переселенцами. Если таджики бежали в Афганистан, и практически все после окончания войны были возвращены на Родину, то русскоязычное население, бросая нажитое за многие годы имущество, уехали на историческую родину – в Россию безвозвратно. Кто ни сделал этого сразу в суматохе (поездами, военными бортами, на «перекладных», с детьми, с тележками и узлами только самого необходимого), тот уехал позже, опасаясь, что ТЭО (бывшая ПИВ) превратит их отчизну в халифат, где им не будет места.

Сегодня в соцсетях россияне с теплом и ностальгией вспоминают свою малую родину, гневно отзываясь о тех, кто спровоцировал их поспешный отъезд из Таджикистана. Действительно, именно члены ТЭО (бывшей ПИВ) оказались причастными к целенаправленному убийству десятков россиян из числа военнослужащих, журналистов и мирных жителей. Боевики этой организации захватывали оружие, боеприпасы, военную технику, физически уничтожали российских солдат и офицеров, так как в ходе вооружённых столкновений 201-я МСД играла роль своего рода ограничителя масштабов кровопролития и своим присутствием не позволяла террористическим силам распространить войну на всю территорию республики. Поэтому её нахождение в Республике Таджикистан не устраивало руководство ТЭО (бывшей ПИВ), к российским военнослужащим она была настроена особо враждебно, совершая против них диверсии и теракты с целью устрашения и дестабилизации обстановки. Позже, уже в мирное время председатель ТЭО (бывшей ПИВ) Кабири также негативно высказывался о продлении сроков пребывания 201-й российской военной базы на территории Таджикистана. Особую роль в Республике Таджикистан сыграли российские пограничники, которые в то время закрывали таджикско-афганскую границу от проникновения группировок муджахедов, большинство которых составляли боевики ТЭО (бывшей ПИВ), прошедшие спецподготовку в Иране, Афганистане и Пакистане. Кроме того, преступники из этой террористической организации стреляли в безоружного российского журналиста Виктора Никулина, зверски убитого ими на своём рабочем месте. Дипломаты Российской Федерации, расценив это как «откровенный террористический акт», назвали физическое уничтожение корреспондента ОРТ — политическим убийством: «Потерпев поражение, исламисты перешли к методам вытеснения русскоязычного населения. Это политическое убийство всё с той же целью — запугать россиян и заставить их всех уехать из республики. За этим террористическим актом стоят силы, пытающиеся всеми средствами запугать население Таджикистана, и, прежде всего, находящихся в этой стране российских граждан, чтобы в создавшейся атмосфере неуверенности вести линию на подрыв гражданского мира и правопорядка, всемерное ослабление органов государственной власти. Правда о событиях в Таджикистане, всегда звучавшая в репортажах Виктора Никулина, высвечивала истинное лицо этих сил, делающих ставку на террор и насилие». Перечисленные факты дают достоверный ответ на вопрос - кто спровоцировал поспешный массовый исход русских и представителей других национальностей из Таджикистана? Безусловно, террористическая и экстремистская организация ПИВ сыграла в этом первостепенную роль.

Живя за пределами Таджикистана, сегодня мы видим, что спустя 30 лет, наша малая родина уверенно догнала в своём развитии многие постсоветские государства. А в отдельных случаях перегнала их. Именно независимость стала ценнейшим достижением цивилизованной таджикской нации, создала прочную основу для строительства новейшего государства, развития политической, экономической, социальной и правовой сферы, возрождения национальных ценностей. Важно и то, что русский язык в Таджикистане имеет статус языка межнационального общения, его изучению уделено огромное внимание. Сюда на очень хороших условиях приглашаются преподаватели этой дисциплины. Здесь престижно хорошо владеть русским языком. Там, где русский язык не входит в обязательную программу, проводятся факультативные занятия и кружки по его изучению.

Мы хорошо осознаём, что ислам – мирная религия. Но исламистские радикалы, фундаменталисты несут миру уничтожение, борются за мировое господство, ведут войну без правил. Как делала это ТЭО (бывшая ПИВ) в 90-е годы и позже, уже после подписания Соглашения о мире и согласии.

Анатолий Балашов,

Максим Савельев,

Вера Петрова и другие уроженцы Таджикистана

_________________________________

-------------------------------

o-sovremennom-mire

Социальные сети

КОНКУРС!

Календарь

2024
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

ПОДПИСКА-2024

Наш подписной индекс 68855.
Наши реквизиты:
ИНН – 030002711
Р/с №20202972684401104000
Г. Душанбе, филиал №4 «Амонатбонк» район Сино.
к/с 20402972316264
МФО 350101626

На сайте онлайн

Flag Counter
Яндекс.Метрика