Крылья Таджикистана крепли в полете

Печать

3 сентября 1924 года легкокрылый транспортный самолёт Ю-13 Среднеазиатского отделения Российского патриотического общества гражданской авиации «ДОБРОЛЁТ», которое в то время содержало в Бухаре около двух десятков таких воздушных судов, совершил перелёт и посадку в Дюшамбе, в административном центре тогдашней Таджикской автономной области.

 

Исторический рейд было поручено выполнить опытному лётному экипажу в составе пилота Рашид - Бека Ахриева и бортмеханика Петра Комарова. Эта дата, согласно Указу Главы государства Эмомали Рахмона, ежегодно отмечается как День авиации суверенной республики.

...В начале 20-х годов прошлого столетия Восточная Бухара и Южный Таджикистан представляли собой горную территорию классического бездорожья, на которой основными путями сообщения были вьючные караванные тракты да пешеходные тропы. Самолёт прибыл в этот отдалённый край раньше других видов транспорта - автомобильного и железнодорожного.

После заключения в Москве в мае 1924 года «ДОБРОЛЁТом» соглашения о введении в Средней Азии в эксплуатацию ряда авиалиний, развернулись работы также к прокладке и открытию первой в Таджикистане регулярной воздушной трассы, которые были завершены к началу сентября 1924 года. Работы были связаны с предстоящим вскоре важным государственным событием в жизни населения этого горного региона - образованием Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики.

Как вспоминал позднее Пётр Комаров, во время первого полёта по маршруту Бухара- Дюшамбе, пришлось сделать посадку и ночёвку в Термезе, где была проведена дозаправка самолёта. В Дюшанбе (с 1929 года - Сталинабад, c 1961 года -Душанбе) воздушное судно встречал строитель первой здешней аэростанции и по совместительству её внештатный начальник А. Шкредов. Служебным зданием аэростанции являлась скромная глинобитная землянка, покрытая камышом. В так называемой пилотской комнате находилось несколько топчанов с матрацами и подушками, набитыми хлопком. Землянка освещалась фонарём «Летучая мышь». Единственным штатным работником аэростанции был сторож из местных жителей. Аэродром представлял собой площадку, расчищенную на пыльном пустыре в cамом центре Дюшамбе.

В дальнейшем движение воздушных судов по первой авиатрассе Таджикистана осуществлялось 8-9 месяцев в году, в остальное время выполнялись лишь экстренные полёты. Никаких связей и метеообеспечения в пути экипаж самолёта не имел. На случай вынужденной и опасной посадки в то неспокойное в крае время на судно брали две винтовки с патронами, а также ручные гранаты. Самолёт, пилотируемый Рашид- Беком Ахриевым, доставлял в Дюшамбе пассажиров и почту. Плату за перелёт уже по прибытии на место взимал тот же начальник аэростанции А. Шредов. Полёт на самолёте Ю-13 занимал в ту пору немало времени, так как выполнялся не по прямой линии, а в обход высокогорных Зеравшанского и Гиссарского хребтов с посадкой и ночёвкой в Термезе.

Как-то раз из-за неполадок в моторе Ахриев был вынужден прервать полёт и совершить приземление на безлюдном равнинном месте. Бортмеханик занялся ремонтом двигателя, а пилот внимательно осматривал окружающую местность. И тут из-за дальнего холма, на его верху, появился отряд вооружённых всадников. Увидев самолёт, они с гиком и свистом помчались к летательному аппарату. К счастью, бортмеханику уже удалось запустить мотор и самолёт, буквально перед самым носом конников, cмог оторваться от земли.

После образования Таджикской АССР, 26 ноября 1924 года в Ташкенте был создан первый орган государственной власти этой республики - Ревком, который возглавил Нусратулло Максум. На первом заседании Ревкома 7 декабря был принят текст обращения к трудящимся Таджикистана. Дюшамбе, уже как город, был объявлен столицей республики.

28 декабря того же года Ревком в полном составе выехал из Ташкента поездом до Кагана, где заканчивалась железная дорога. Отсюда члены Ревкома добирались до Бухары. 16 января 1925 года они отправились в Дюшамбе самолётом, пилотируемым Ахриевым.

15 марта 1925 года в Дюшамбе всенародно и торжественно было отмечено провозглашение Таджикской АССР. Состоялись парад воинских частей и демонстрация жителей города. В торжествах участвовали гости из Узбекистана и Туркмении. Перед Ревкомом молодой республики встали грандиозные задачи преобразований в крае.

Самолёт, на котором были перевезены члены Ревкома Таджикской АССР, в мае 1925 года был передан «ДОБРОЛЁТом» на эксплуатацию на линиях республики.

Указом Ревкома Таджикской АССР Рашид-Бек Ахриев за «энергичную и добросовестную работу по переброске членов Правительства» был награждён золотыми часами с именной надписью. Ему также была объявлена благодарность первого Правительства республики. В своём поздравлении Ревком выразил уверенность в том, что «т. Ахриев и в будущем будет служить таджикскому народу честно и добросовестно, оберегать вверенный ему самолёт «Красный Таджикистан», который является достоянием трудового народа».

Вверенный Ахриеву Правительством ТАССР самолёт и стал первым летательным аппаратом Таджикской Республики в освоении воздушных трасс на её пространстве.

Небезынтересно, что в экипаже Рашид- Бека Ахриева в Таджикистане в 20-е годы прошлого столетия, помимо Комарова, механиком летал и Михаил Водопьянов, позже известный воздушный ас, один из первых авиаторов, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза. Он прославил своё имя участием в спасении членов научной экспедиции и экипажа судна «Челюскин», затёртого льдами в Северном Ледовитом океане.

Любопытна событиями незаурядная судьба самого Ахриева. Он родился в семье известного в Ингушетии учёного-историка и этнографа. Мать его была дочерью русского офицера. Уже в детстве юноша овладел несколькими языками - русским, азербайджанским, немецким и турецким. Образование получил в юнкерском училище. Когда началась Первая мировая война, он, как кавалерист, был направлен на германский фронт. Тяжело раненый Ахриев находился на излечении в госпитале. По рекомендации друзей после выздоровления поступил на учёбу в Гатчинскую авиашколу. Затем снова фронт. В одном из воздушных боёв пилотом Ахриевым были сбиты два немецких самолёта, за что он был удостоен наград.

Случилось так, что затем боевой лётчик-офицер по воле судьбы оказался за границей в армии, которой командовал Кемаль -Паша Ататюрк, позднее известный как основатель Турецкой Республики. В Турции Ахриев и освоил самолёт Ю-13 германского производства.

Решившись вернуться на родину, пилот написал заявление в советское посольство в Стамбуле. Вскоре пришёл Указ за подписью Ульянова - Ленина об амнистии Ахриева: молодая советская республика остро нуждалась в квалифицированных авиаспециалистах. Так опытный воздушный ас оказался в Средней Азии и стал первым в Таджикистане гражданским лётчиком. Здесь он дважды удостаивался почётных грамот Правительства республики, неоднократно поощрялся ценными подарками.

Много других знаменательных событий произошло позже в жизни Ахриева. Он одним из первых лётчиков совершал авиарейсы в Тегеран, Кенигсберг, Новосибирск, выполняя ответственные поручения.

С началом Великой Отечественной войны - пилот на фронте. Как опытный воздушный ас получил направление в авиаотряд особого назначения для выполнения наиболее важных заданий командования. Ахриев совершил десятки боевых вылетов на бомбардировку крупных объектов и живой силы гитлеровских войск.

В феврале 1943 года звено из трёх самолётов, один из которых вёл Ахриев, попало под огонь немецких зенитных батарей. Воздушное судно пилота было сбито снарядом, и так трагически оборвалась жизнь авиатора, которому судьбой выпало стать пионером в освоении воздушных трасс горного Таджикистана.

Интересны незаурядными событиями также жизнь и трудовая деятельность Петра Комарова. Он пришёл в авиацию в разгар Первой мировой войны. Летал на легендарном «Илье Муромце», в те годы самом большом в мире самолёте. В боевой эскадрильи, в которой служил Комаров, насчитывалось до десятка таких тяжёлых бомбардировщиков. Ежедневно, по многу раз совершая авиарейсы на позиции германских войск, Комаров бомбил их железнодорожные станции, речные переправы, узлы коммуникаций.

Во время гражданской войны в России пилот вступил в Красную армию, занимал ответственные посты.

В 1923 году Пётр Комаров в числе пяти наиболее опытных русских лётчиков отправился в Среднюю Азию, чтобы готовить лётные кадры из жителей коренных национальностей. К тому времени Советское правительство приобрело в Германии восемь первых самолётов Ю-13. Они были направлены железной дорогой на место базирования. После их сборки в Бухаре Ахриеву и Комарову было доверено совершить первый авиарейс по маршруту в Таджикистан.

Позже Пётр Комаров, который по совету Ахриева прошёл переподготовку на командира гражданского воздушного судна, успешно осваивал авиатрассы в самые отдалённые высокогорные районы Таджикистана. Он был в числе тех, кто прокладывал первые пассажирские линии в Хорог и другие населённые пункты Крыши мира. Был удостоен ордена Красного Знамени Таджикской ССР. Позднее Пётр Комаров бороздил небо всего Союза. Участвовал в авиапарадах в Тушино, на которых присутствовал Сталин. Принимал участие в боевых действиях в Великой Отечественной войне. Летал до 58 лет - редкое лётное долголетие. Был награждён орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды, «Знаком Почёта».

В октябре 1929 года в Хороге впервые увидел самолёт памирский юноша Бахром Саидмамадов. Тогда здесь собралось огромное число людей, встречающих воздушное судно. Был митинг, русским пилотам А. Парфинову и В. Апрелеву преподнесли хлеб-соль. Бахром тогда и загорелся мыслью стать таким же, как эти отважные пилоты. Они посоветовали юноше учиться на лётчика. Спустя годы, мечта его начала осуществляться. Но для этого ему пришлось отправиться в столицу республики, вначале на лошадях с караваном до Калай-Хумба. А затем пешком более двух недель до Сталинабада. На месте Бахром разыскал русских пилотов, которые прилетали в Хорог. В Сталинабаде он поступил в аэроклуб, а спустя год его направили в Национальную лётную школу в Ташкенте. Окончив её, в 1934 году Саидмамадов стал первым в республике лётчиком - таджиком. На По-2 он летал в разные районы, и каждый полёт становился для него своего рода праздничным событием.

Начало аэрофикации Таджикистана, положенное ещё в суровые 20-е годы прошлого столетия, активно продолжилось в последующем. Cоздаваемые во многих районах республики, значительная территория которых занята горами, аэропорты местных авиалиний сыграли исключительно важную роль в социально-экономическом развитии края. Авиация стала здесь одним из крупнейших видов транспорта, активно привлекая к себе представителей коренных национальностей, которые получали лётную подготовку в лучших авиационных учебных заведениях России. В числе их были первые командиры воздушных судов Мамаджон Мансуров, Кенжа Умаров, Владимир Каримов, Владимир Файзиев, Мусо Подчаев, многие другие. Появились более совершенные авиамашины - Як-40, Ан-28, Ту-154...

И сегодня гражданская авиация Таджикистана по-прежнему остаётся крайне необходимым видом транспорта, соединяя республику со странами СНГ и дальнего зарубежья.

Владимир Фролов,

писатель, журналист, историк

_________________________________

-------------------------------

o-sovremennom-mire

Социальные сети

КОНКУРС!

Календарь

2024
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

ПОДПИСКА-2024

Наш подписной индекс 68855.
Наши реквизиты:
ИНН – 030002711
Р/с №20202972684401104000
Г. Душанбе, филиал №4 «Амонатбонк» район Сино.
к/с 20402972316264
МФО 350101626

На сайте онлайн

Flag Counter
Яндекс.Метрика