11 октября 2020 года в Республике Таджикистан состоялись выборы Президента страны. Победу одержал действующий Президент республики Эмомали Рахмон, набравший 90,92% голосов жителей Таджикистана. За ходом выборов наблюдали 122 международных наблюдателя и освещали 258 представителей местных и зарубежных СМИ, которые оценили состоявшиеся выборы Президента Республики Таджикистан.
В частности российское информагентство ТАСС пишет: «Президентские выборы в Таджикистане состоялись в соответствии с международными стандартами».
В МИД РФ отметили, что за ходом голосования следили миссии наблюдателей от СНГ и Шанхайской организации сотрудничества. «Выборы признаны открытыми, свободными и легитимными. Волеизъявление, в котором приняли участие 85,39% избирателей, прошло в соответствии с международными стандартами и с соблюдением национального законодательства в обстановке конкурентной борьбы», - указали в дипведомстве.
Центризбирком Таджикистана утвердил окончательные итоги прошедших 11 октября президентских выборов, в соответствии с которыми действующий Глава государства Эмомали Рахмон одержал победу с 90,92% голосов. Также Центризбирком утвердил результаты голосования за других кандидатов, в соответствии с которыми выдвинутый Коммунистической партией Миродж Абдуллоев получил 1,17%, Абдухалим Гаффорзода от Социалистической партии - 1,49%, Рустам Рахматзода от Партии экономических реформ - 2,14% и Рустам Латифзода от Аграрной партии - 3,02%.
Sputnik пишет мнение эксперта: «Таджикистан движется по пути казахской модели смены власти. Переизбранному Президенту Таджикистана Эмомали Рахмону предстоит выбрать путь правления страной на ближайшие семь лет», - считает координатор экспертной платформы «Большая Евразия» Сергей Масаулов.
«Сейчас Рахмон переизбрался, а дальше у него есть разные варианты. Он может продолжать все 7 лет осуществлять полномочия, а может, согласно Конституции, в любой момент передать полномочия Президента председателю верхней палаты Парламента и осуществлять функции Лидера нации», - отметил политолог.
«После гражданской войны 90-х в Таджикистане сформировался сложившийся консенсус по поводу того, что существует власть, и эту точку власти раскачивать не надо, а все остальные проблемы будут решаться в рамках существующего строя», - сказал он.
Эксперт отметил, что в Центральной Азии мы наблюдаем три модели смены власти - туркменская, узбекская и казахская. Таджикистану, судя по всему, наиболее близка казахская модель, когда параллельно будет существовать выбранный Президент, а рядом - неоспоримый Лидер нации, который будет осуществлять стабилизацию общества.
По мнению Масаулова, эта модель может быть вполне приемлемой для исторических и современных условий Таджикистана.
«Существует экономическая проблема, это вне сомнения, пандемия усугубила и еще будет усугублять всю ситуация, но ясно одно, что Таджикистану нужно искать источники экономического развития помимо постоянного денежного потока от трудовых мигрантов», - пояснил он.
Результаты выборов в Таджикистане - это шаг к стабилизации ситуации вокруг России, считает также эксперт.
«Не секрет, последнее время в экспертном сообществе стали говорить, что вокруг России формируется круг нестабильности. Сначала были проблемы на западе, потом в Кыргызстане, с некоторой тревогой ожидали, что будет в Таджикистане. Теперь с юга давления на Россию нет, и это говорит о стабилизации ситуации», - сказал Масаулов.
Мнение другого эксперта передает Sputnik: «Переизбрание Эмомали Рахмона в качестве Президента Таджикистана свидетельствует о полной преемственности его курсу относительно всех ключевых внешнеполитических игроков», - считает директор Центра исследований проблем Центральной Азии и Афганистана, главный научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Андрей Казанцев.
По его словам, избиратели обращали внимание на ситуацию в Кыргызстане, где не утихают протесты после парламентских выборов.
«Население Таджикистана оказалось в ситуации, когда у них есть память о гражданской войне, рядом в Кыргызстане наступил хаос, а в Таджикистане это были не просто погромы и грабежи, а кровавые субэтнические чистки», - сказал Казанцев.
Также особое значение имеет безопасность, учитывая, что Таджикистан граничит с Афганистаном. Эксперт отметил, что республика активно сотрудничает с ОДКБ, а также участвует в альтернативных форматах с Китаем, Афганистаном и Пакистаном.
Еще одним аргументом для избирателей стала нормализация отношений между Таджикистаном и Узбекистаном.
«Кризис очень долгое время отравлял отношения между странами Центральной Азии. После прихода к власти в Узбекистане Шавката Мирзиёева и начала его реформ достаточно быстро перешли к хорошему добрососедскому сотрудничеству. Напомню, проблемы доходили до угроз войны со стороны предыдущего Президента Узбекистана Ислама Каримова и транспортной блокады», - уточнил аналитик.
Народная газета
_________________________________