Наши первопроходцы «океана» естественных наук

Печать
Время и жизнь выдвигают перед страной новые повышенные требования по совершенствованию всех областей человеческой деятельности. Одним из важных направлений этой деятельности является дальнейшее развитие науки.
Недавно Правительством Республики Таджикистан был разработан проект «О внесении изменений в «Закон об образовании», он основан на Послании Основателя мира и национального единства – Лидера нации, Президента Республики Таджикистан, уважаемого Эмомали Рахмона от 23 января 2015 года, где говорится об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Таджикистан. Согласно данному проекту, одной из целей является улучшение качества изучения точных и естественных наук в учебных заведениях. В ноябре 2017 года Глава государства Эмомали Рахмон на очередном заседании Правительства республики поручил активнее реализовывать программу создания специализированных кабинетов для изучения точных и естественных наук в школах. Курс на развитие точных и естественных наук, которому постоянно следует Лидер нации, означает лишь одно: поднять на новый более высокий уровень экономику страны и благосостояние народа. На этом пути предстоит преодолеть немало трудностей, решить много новых сложных задач, а также использовать богатейший опыт, который был накоплен таджикскими учёными во второй половине 20-го века.
Вспомним, в 1951 году была создана Академия наук Таджикистана. В её состав вошло 20 исследовательских институтов. Многие из них вели исследования в областях естественных наук. В этих институтах выросли достойные кадры учёных, настоящих генераторов ценных научных идей и организаторов науки. Их усилиями целый ряд научных направлений удалось поднять до мирового уровня. Об этих первопроходцах «океана» естественных наук будет рассказано в небольшой серии очерков, которую мы предлагаем читателю, руководствуясь народной мудростью: «Старое забывать, нового не видать».
Материалы для данной серии были собраны автором за 50 лет работы пропагандистом науки Таджикистана.
ФИЗИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ
То, о чём мне хочется рассказать, в своё время казалось невероятным, но со временем оказалось вполне возможным. И в этом навечно закреплён вклад в науку рано ушедшего из жизни академика Акобира Адхамовича Адхамова.
Мы говорим об одном из академических институтов – физико-техническом, имени С.У.Умарова. Он был организован на базе отдела физики и математики Академии наук Таджикистана в 1964 году по инициативе академика, президента Академии наук Султана Умаровича Умарова, которому принадлежит заслуга широкого развертывания физических исследований в республике.
Первоначальное решение вопроса о кадрах открыло возможность ставить перед институтом серьёзные научные задачи. Уже в семидесятые годы здесь были развёрнуты глубокие исследования в областях физики твёрдого тела, молекулярной физики, ядерной физики и других.
В своё время многие коллеги с известными в науке именами смогли по достоинству оценить проведённые под руководством Адхамова глубокие исследования и открытия в области молекулярной акустики и кинетической теории жидкостей и кристаллов. Эти исследования позволили, в частности, найти пределы устойчивого состояния молекулярных систем.
Эта тема долго владела учёным. Внедряя новые методы исследований, он изучал так называемые коллективные процессы в различных средах с учетом определённых состояний молекул, усиление звука в электрическом поле и многие другие проблемы, имевшие немаловажное теоретическое значение и выход в практику.
«Начнём, как говорится «от печки», с самого главного, - говорил Акобир Адхамович. – Мы должны всегда иметь в виду, как одну из главных задач, решительное ускорение технического прогресса. Жизнь ориентирует нас на повышение эффективности науки, её практической отдачи, на дальнейшее развертывание фундаментальных исследований».
Тогда, в семидесятые годы огромный интерес проявлялся к сокровенным тайнам вещества, к его основной частице – атому. И эти исследования в институте вели два подразделения – лаборатория ядерной физики и лаборатория активационного анализа. Физикой твёрдого тела, то есть основным направлением, по которому продвигался сам Адхамов, были заняты пять подразделений. Среди них – лаборатории рентгеноструктурного анализа, физики полупроводников, квантовой электроники, физики прочности и криогенная.
Областью действия ещё двух лабораторий были оптика и спектроскопия, физика ультразвука. Сектор теоретической физики занимался молекулярной физикой. Тут были развёрнуты работы по проблемам жидкого состояния, физики полимеров, молекулярной акустике.
По всем разделам, подчеркнул тогда Адхамов, велась и продолжала вестись углублённая подготовка научных кадров, постоянно укреплялась материально-техническая база, устанавливались и расширялись связи с другими научными центрами и народным хозяйством. Иллюстрируя сказанное конкретными примерами, Адхамов называл наиболее интересные случаи помощи учёных практикам. Так, например, в те годы был внедрён в производство нейтронно-активационный метод количественного определения фтора во флюоритовых рудах, которым смогли воспользоваться геологи и который в пять раз снизил затраты на эти анализы, по сравнению с применявшимися ранее химическими методами. Были предложения физиков, направленные на повышение качества изделий электронной промышленности. Было и много других.
Разделы исследований, которые назвал Адхамов, охватывали широкий круг проблем экспериментальной и прикладной физики атомного ядра, создания кристаллов для новой техники, физических свойств полупроводников, фотоэлектрических и оптических явлений в полупроводниках, спектроскопии атомов и молекул и ряд других. Сейчас, при всём желании, невозможно достаточно полно осветить тот объём исследований, но жизнь подтвердила правильность начинаний Адхамова, его дальновидность, как стратега научной политики.
Так вот, уже тогда, под руководством Адхамова, были проведены исследования свойств некоторых полупроводниковых соединений, имеющих интересные электрические свойства, так называемых бинарных или двойных полупроводников. И это было важно для глубокого познания физических свойств природных кристаллов-полупроводников, нашедших применение в радиоэлектронике. Кстати, добывались такие кристаллы в Таджикистане.
В самые последние годы 20-го столетия в институте стали осваивать методы выращивания крупных монокристаллов по так называемому способу Чохральского. Их получают из расплава натрий-висмутового вольфрама на промышленных установках. Среди своих сородичей эти оптически однородные монокристаллы – настоящие гиганты. Вес одного из них достиг почти трёх килограммов, а длина – 15 сантиметров. Ценность их в том, что они обладают комплексом полезных свойств, представляя собой сегнетоэлектрики с высокой диэлектрической проницаемостью, люминофоры, лазерные и модельные материалы. Они нужны во многих отраслях техники и экспериментальной физики: на них можно прослеживать закономерности изменения структуры и свойств других разнообразных материалов. Конкретные рекомендации по этим вопросам разработаны специалистами института.
В своё время Акобир Адхамов глубоко заинтересовался процессами установления термодинамического равновесия в физических системах, состоящих из большого числа частиц, что привело его к созданию резонансо-релаксационной теории. Интересно, что в последующие годы ученики Адхамова, с помощью этой теории смогли объяснить ряд физических процессов, наблюдаемых в экспериментах.
Показывая мне криогенный корпус института, Адхамов подчеркнул, что в нём, впервые в Средней Азии, был получен жидкий гелий. Этот инертный газ без цвета и запаха может дольше других газов сохранять своё газообразное состояние при охлаждении. Только когда температура достигает минус 269 градусов, он переходит в жидкость и остается жидким даже при абсолютном нуле – минус 273 градуса. Эту самую холодную жидкость на Земле получить непросто. С тем большей гордостью академик заявил тогда, что Душанбе был пятнадцатым городом в Советском Союзе, где созданы установки, именуемые гелиевыми ожижителями.
Институт вёл исследования по многим направлениям наук, и применение жидкого гелия позволило значительно расширить диапазон этих работ. С помощью гелия становилось возможным получить более полную информацию о чистоте и совершенстве материалов, об их электрофизических, гальваномагнитных и других свойствах.
Не зря же Таджикистан снискал славу уникальной природной лаборатории. «Наши горы, говорил Адхамов, пожалуй, самое удобное и выгодное место на планете для исследований космических лучей».
Говорил он так не случайно: в 60-е годы учёными были разработаны методы исследования с помощью рентген-эмульсионных камер для изучения ядерных взаимодействий при сверхвысоких энергиях.
Оказалось, что лучше всего установить камеры на Памире, на высотах до 5000 метров. Идея построить их там принадлежала директору Института ядерной физики МГУ, академику С.Н. Вернову, академику АН Казахской ССР Н.А. Добротову и ряду других видных физиков того времени.
Большой шаг вперёд был сделан и в области теоретических исследований. Адхамову и его коллегам удалось решить ряд фундаментальных вопросов молекулярно-кинетической теории газов и жидкостей, природы релаксационных процессов и явлений переноса в них, а также динамических, термодинамических и оптических и критических явлений в твёрдых телах и жидких кристаллах, выяснить влияние примесей на динамику кристаллической решётки.
В 1977 году по инициативе академика Адхамова при лаборатории ультразвука была создана группа акустоэмиссии. Начав с разработки приборной базы и методики экспериментов, группа добилась ценных результатов.
Общая направленность работы института, которой придерживался Акобир Адхамов, как уже говорилось, охватывала и науку, и практику.
Олег Соболев,
заслуженный работник Таджикистана
_________________________________

КНИГА О НАР 2 том

o-sovremennom-mire

Социальные сети

КОНКУРС!

Календарь

2024
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

ПОДПИСКА-2024

Наш подписной индекс 68855.
Наши реквизиты:
ИНН – 030002711
Р/с №20202972684401104000
Г. Душанбе, филиал №4 «Амонатбонк» район Сино.
к/с 20402972316264
МФО 350101626

На сайте онлайн

Flag Counter
Яндекс.Метрика